Перед тем, как вложить деньги в курортную недвижимость, у инвестора возникает вопрос: а выгодно ли в России в неё вкладывать деньги? С уверенностью можем сказать, что да. Рассказываем, как грамотно подойти к этому вопросу, чтобы не потерять, а приумножить свой капитал.
Сначала разберем, что относится именно к курортной недвижимости. То есть, какие виды отельного бизнеса превалируют на территориях курортов. И это:
Также существуют мини-форматы, набирающие популярность в России — это:
Стимул инвесторам вкладывать деньги в качественную гостиничную инфраструктуру подарила пандемия. До неё платежеспособные туристы тратили деньги на отдых в других странах. Потом вдруг оказалось, что и в России есть, где отдохнуть и что посмотреть. Но комфортных и современных мест, таких как эко-отели и глэмпинги, очень мало.
Например, в Крыму, несмотря на увеличение номерного фонда до 20 тыс. мест, все равно 70% предложения находится в низкой категории. То есть буквально не хватает отелей со звездностью 5 и 5+.
В 2023 году спрос на отели класса «премиум» в Сочи увеличился в три раза. А за 3 года вырос на 169%. Это говорит о том, что спрос на качественный отдых ежегодно растёт, но его до сих пор нечем закрыть.
Людям, которые привыкли жить в комфорте и в гармонии с собой, в России пока негде отдыхать. Обратимся к аналитике, проведенной мультиплатформой для бронирования Hebi Travel: 75% респондентов не знают, где в России искать экологичных туроператоров и отели. И 64% готовы платить больше денег за этичные и экологичные поездки.
Внутренний туризм стало одним из приоритетных направлений. В него активно вкладывается государство и крупные игроки рынка.
Известные цифры:
По данным Российского союза туриндустрии в 2023 году рост внутреннего туризма достиг рекордные 75 млн человек, в то время как в 2022 году был на уровне 68,5 млн, а в допандемийные года 62 млн. Для сравнения привели цифры 2013 года — всего 32 млн туристов путешествовали по России.
Рост внутреннего туризма по аналитическим данным Российского союза туриндустрии
В России инвестиционный рынок туристической недвижимости сейчас только набирает обороты. Несмотря на нестабильную внешнеполитическую обстановку, в развитие внутреннего туризма государство готово вкладывать колоссальные деньги. Например, в Крыму — это национальные проекты, развитие туристической инфраструктуры и создание целых новых городов на прибрежных зонах.
Ситуация для инвестора, готового вкладываться в туристический сектор, в 2024 году складывается хорошая. Так как в России этот сегмент инвестирования активно развивается, вкладываться действительно есть во что.
Внутренний туризм на подъеме, уровень благосостояния населения растет, а туристы все больше ценят не просто качественный сервис и комфорт, но и новые локации, уникальную архитектуру и более экологичные развлечения. Туристы хотят чего-то нового, и дать им это могут только новые интересные проекты.
Ввиду того, что государство сейчас делает ставку на туризм, гостиничный бизнес развивается как отдельная отрасль экономики, а не как её дополнение. Для поддержки этого нового для нашей страны направления, государство идёт на уступки: предлагает сниженные ставки по кредитам и снижает налоговую нагрузку. Вводят особые и свободные экономические зоны, такие как в Крыму и на побережье Каспийского моря.
Так, согласно, постановлению Правительства РФ № 141 дают субсидированные кредиты на строительство гостиниц от 3* с номерным фондом от 120 номеров, либо с общей площадью от 5000 кв.м. Процентная ставка для таких отелей составляет от 3 до 5% годовых, сроком до 15 лет. С июля 2022 года для части услуг отелей установили нулевую ставку НДС, а именно — на проживание и завтрак. С января 2023 года принято решение распространить нулевой НДС и на туроператоров.
Что это значит для инвестора:
Чем меньше налог, который нужно заплатить с чистой прибыли, тем больше чистой прибыли уходит на выплату дивидендов инвесторам.
В курортной недвижимости важна не только площадь отеля, его внешний вид и количество номеров. Нужно учитывать такие нюансы, как популярность и проходимость курортного места, его сезонность, инфраструктура.
Например, если отель находится где-то в средней полосе России вдали от пляжей, без хорошей дороги и с отсутствием развлечений и ресторанов, то он будет непривлекателен для соответствующей категории гостей. Загрузка такого курортного объекта может быть ниже, чем у аналогичного отеля рядом с пляжем, с отличными подъездными дорогами, ресторанами и кафе.
Но, конечно, не нужно рубить с плеча, ведь многое зависит от концепции самого отеля. Может быть он нужен именно там для какой-то категории туристов, например, для тех, что хотят переночевать перед восхождением на гору. Тогда нужно обратить внимание соответствует ли звездность и концепция гостиницы своим гостям.
Доход инвестора от курортной недвижимости может быть разным. Всё зависит от договора, который, конечно же, нужно внимательно изучить.
Варианты дохода инвестора:
Доход инвестора складывается из прибыли, которую приносит объект туристической недвижимости:
Также существует такое понятие, как таймшер. Где вы, как инвестор — владелец части, либо целой единицы курортной недвижимости — можете претендовать либо на процент от дохода, либо на бесплатный отдых в этом отеле. Договор может включать как бесплатное проживание в течение какого-то срока, например, 5 дней в пол года, так и проценты от годового дохода. Кстати, таймшер в России только начинает развиваться, так что стоит обратить внимание на такой вид инвестирования, если вы часто путешествуете.
Объясняем, откуда берётся доход с туристического объекта, на примере нашего эко-отеля «Счастье в горах»: Средняя цена за 2023 год номера в эко-отеле (площадь номера ~30 кв.м.) — 16-18 тыс.руб. В пиковые дни, праздники и выходные — до 30-40 тыс. руб. за номер. Кроме самого номера, есть дополнительные услуги: баня, спа, ресторан и т.д., которые ещё больше повышают средний чек. То есть услуги гости получают не от сторонних сервисов, а от нашего же объекта. Так, доходность нашего эко-отеля для инвестора по 2023 году составила около 30%. |
Перед тем, как инвестировать в курортную недвижимость нужно обратить внимание на следующие нюансы: